Лев Хвоя
Берлин
Запись в ЖЖ от 8 августа 2014
Как же тяжело-то писать большие посты с фотографиями, а? Два месяца не мог усадить себя за этот отчет. Но надо же когда-нибудь...

Так вот. Два месяца назад я по делам, требующим моего появления в украинском консульстве в Берлине (а именно, я подал заявление на выход из гражданства), поехал, собственно, в Берлин. И решил, что, раз уж я туда поеду, устрою-ка я себе отпуск дня на три. Ну и устроил.

С того времени, как я оказался в Берлине впервые, многое изменилось. Теперь я на машине. И первым моим впечатлением от Берлина на этот раз были дикие пробки на автобане. И еще более дикие в городе. Я выехал из Йены около 6 часов утра. Если бы все было по плану, около половины девятого (2 с половиной часа ехать) я должен был бы быть в консульстве. Фигушки. Я приехал в десять, опоздав на час (ну как — опоздав; там же не по записи — я просто приехал через час после открытия, и там уже стояли очереди к окошкам, и так далее, и так далее).

Не буду долго рассказывать свои впечатления от берлинского консульства Украины. Оно чем-то смахивает на 28-е почтовое отделение в Саратове, которое неведомым образом телепортировалось и материализовалось в самом центре одного из культурных центров Европы. :) Мрррак, как это все там выглядит. Только охранник хороший — всех куда нужно отправляет, всем прибаутки рассказывает и бланки раздает.

Сделав худо-бедно дела в консульстве, я поехал в гостиницу — «Ferdinand Apart Hotel Berlin» (это я для себя пишу, чтобы знать, где останавливаться в следующий раз — отель мне понравился вкусными завтраками и легкой общей мизантропностью: ресепшн закопан где-то в одной из комнат на первом этаже и открыт не круглые сутки, таким образом, нет необходимости с кем-то здороваться, прощаться, и просить ключ от комнаты — ключ таскаешь с собой). Из центра добираться до гостинице было бы около получаса на общественном транспорте, а на машине вышло полтора часа. :) Дикие мертвые пробки. На отдельных перекрестках я думал, я поседею — когда я стою в пробке на перекрестке, надо повернуть налево на улицу, на которой стоит такая же мертвая пробка (то есть, поворачивать некуда), и это все надо сделать через двойную трамвайную колею.
Когда я выехал на середину перекрестка и уткнулся носом (вслед за еще одной машиной) в эту стоящую поперек пробку, потом машина впереди вклинилась-таки в ряд, и в этот момент в пяти сантиметрах от моего капота проехал трамвай, я думал я обкакаюсь.

Но я не обкакался :)

В общем, поселился в гостинице где-то хрен знает где, припарковал машину во дворе, и три дня в одну харю как бешеная савраска скакал по столице, выполняя культурную программу.

Хотя это далеко не первый раз, когда я попал в Берлин, но до этого у меня как-то ни разу не было возможности по-человечески посмотреть музеи и всякое такое. Вот я решил это наверстать, пользуясь отсутствием сопровождающих лиц (у которых от выполнения нижеприведенного списка в течение трех дней откинулись бы копыта еще где-нибудь в начале второго дня). Вот где я был списочком:
1) Новый музей
2) Пергамский музей
3) Старая национальная галерея
4) Старый музей
5) Музей Боде
6) Музей ГДР (статья по-английски; по-русски нету)
7) Телебашня
6) Берлинский кафедральный собор
7) Французский собор (смотровая площадка)
8) Немецкий собор (выставка Бундестага)
9) Выставка Дэвида Боуи
10) Концерт классической музыки 20-го века для органа и ударных инструментов в «Концертхаусе»
11) Какой-то кабареобразный мюзикл «Frosch mich» в каком-то маленьком театре.
12) Опера «Дон Жуан» Моцарта в «Немецкой опере».
13) Концерт авангардного джаза в клубе «Фабрика искусства Шлот» (статья только по-немецки). Группа называлась «Nikolaus Neuser Quintett».
14) Синагога
15) Часовая прогулка на прогулочном кораблике по Шпрее

Берлин уже двадцать лет как — сплошная стройка. Красота сменяется тотальным погромом с невероятной скоростью, и иногда с ним же и сочетается.


Мост, который вы видите на предыдущей фотографии, ведет на так называемый Остров Музеев — такой островок, на котором расположены кучкой 5 музеев.
Понравилось то, что можно купить билет на 3 дня, который действует более чем в 30 музеях Берлина. И есть еще специальный проездной на 5 дней на весь транспорт (не помню, как уже называется, что-то типа Berlin Welcome Card), который дает скидки в некоторых других музеях и мероприятиях (хотя неясно, на каких именно — надо всегда спрашивать).

Итак, Новый музей — очень хорошо представленный Египет. Саркофаги, обереги, боги — до упаду. Мумий немного, но что значит «много»-«не много» — в Эрмитаже, помнится, одна-единственная была, так я был рад до жопы, и до сих пор помню, как того жреца зовут. А тут их просто немного. :)
В музеях по умолчанию можно фотографировать. Только без вспышки. Я специально вернулся в гардероб за фотоаппаратом, чтобы сфотографировать девочку с кисой:


Очень живая, человечная фигурка. Вполне современная. С трудом верится, что ей три с половиной тысячи (блин, а?) лет.

На верхнем этаже, как основная приманка, стоит знаменитая башка Нефертити. Она единственная, что нельзя фотографировать. Но вы ее все знаете. Вот эта (фото не мое; где-то в интернете скачал):



На современный вкус внешность, скорее, на любителя (так мне кажется) — такие прямые черты лица могли бы украсить разве только какую-нибудь деловую бизнес-вуман, но вообще, да, красотка. И она в невероятно хорошем состоянии. Все эти цвета... Цвет кожи... Фотография его не передает. Он просто изумителен. Древние египтяне большие молодцы.

Ее стоит увидеть вживую. Очень стоит.

Увидев очередь в Пергамский музей, я решил отложить его на следующий день, и прийти пораньше (фотографию с сделал с купола Берлинского Кафедральног Собора еще одним днем позже, когда в музей уже сходил; идея прийти пораньше полностью себя оправдала).


Пергамский музей — это хорошая штука. В нем мало экспонатов. Но зато они ОЧЕНЬ БОЛЬШИЕ.

Когда в него входишь, немедленно видишь картинку из нашего учебника по истории за 7 класс. Конечно, я немедленно узнал эти ворота:


Речь идет, конечно, о реконструкции. То есть, в этих воротах есть довольно много подлинных камней, а вместо недостающих вставлен современный новодел. В таком подходе что-то есть. Вечно, что ли, на подлинные камни онанировать? Надо что-то и людям показать.

Если пройти сквозь ворота, то выясняется, что с обратной стороны стены, к которой они приставлены, находится еще одно массивное сооружение.



Любопытно, но мне, если честно, не очень понятен смысл упихивать такие масштабные постройки под крышу музея.

И еще там есть какой-то вот этот Пергамский алтарь. Огромная штукуёвина, производит впечатление, да, интересно возле него потусоваться и на него взобраться. Но каждый раз, когда я что-то такое вижу, я лювлю себя на мысли, что это конечно очень мило, но но мимо меня, что ли. Я не понимаю в этом вкуса, и не могу восхититься в полной мере. Ну да, ну построили наши предки. Прикольно, насколько он старый. Но по сути дела — я ж ничего в этом не понимаю...



Вот ради этих трех экспонатов и стоит эта огромная очередь.
На втором этаже того же здания расположена довольно хорошая выставка исламской культуры. Надо быть любителем и знатоком, чтобы разбираться во всех этих завитушках. Восточная эстетика — это что-то невозможное. От нее отчаянно рябит в глазах.



Этим коврам — тысяча лет (чуть-чуть меньше). А выглядят так, будто их вчера где-нибудь в России на помойке подобрали. ТОЧНО ТАКОЙ ЖЕ узор.



А вот ковер такого же возраста, который у меня смутно ассоциируется с искусством самого начала 20-го века (дадаизм?). Вполне современный абстракционистический узор.



Воссоздано средневековое жилое помещение. Я смонтировал взгляд налево, прямо и направо в одном кадре. Это чудовищно. Это стопроцентов однозначно напоминает какой-нибудь уровень Wolfenstein 3D. Абсолютно бесчеловечно и чудовищно. Не представляю себе, как в таком можно было жить.



Между музеями я метнулся на концерт музыки для органа и ударных. Среди бела дня прямо, при незаполненном зале. Но в Концертхаусе — одном из центральнейших залов города.

Про грядущий концерт я узнал из программки, которую взял в своей гостинице. Сочетание органа и барабанов меня заинтересовало, и вот я и пошел. И заодно по городу прогулялся в том районе, где еще ни разу не был (как-то так вышло; хоть и центр).

Программа концерта была следующей:

Pierre Coucherau (1924–1984)
Boléro sur un thème de Charles Raquet für Orgel und Schlagzeug (Improvisation, rekonstruiert von Jean-Marc Cochereau)

Louis Vierne (1870–1937)
Sinfonie für Orgel Nr.6 h-Moll op.59
   Introduction et allegro
   Aria. Andante quasi adagio
   Scherzo. Vivace
   Adagio. Larghetto
   Final. Allegro molto

Petr Eben (1929–2007)
"Landschaften von Patmos" für Orgel und Schlagzeug
   I. Landschaft mit Adler
   II. Landschaft mit den Ältesten
   III. Landschaft mit Tempel
   IV. Landschaft mit Regenbogen
   V. Landschaft mit Pferden

Мило, но не сказать, чтобы меня это сильно зацепило.



Использование ударных было оправдано в болеро Cochereau, но искусственно и непонятно зачем в остальных вещах. Болеро найти трудно, но возможно. Вот оно (хотя любительская запись):



На мой взгляд, это немного в духе наших с Настей дурных импровизаций, и я не вижу в этом большого искусства.

Но впечатление осталось. Хорошее.

На той же площади, на которой находится Концертхаус, стоит здоровенный домина под названием Deutscher Dom («Немецкий собор») — вот на фото он прямо по курсу, а Концертхаус справа.



Там находится выставка — не знаю ее официального названия — политической системы Германии.
Внутри — это обычная башня.


Подняться на самый верх нельзя. Экспонатов худо-бедно хватило на пол-башни, а остальное пустует. :)

Вагонетка/лебедка:


Бессмысленно модернистские этажи:



Бессмысленно модернистский женский клозет:


Непонятного назначения комната типа классной комнаты (хотя чего ж тут непонятного — учить кого-то чему-то):


Мини-инсталляция парламента (мне кажется, в настоящем парламенте стульев больше :) ):


Политические стенды. Из наушников, привинченных к некоторым из них, доносится голос Геббельса или кого-то из той же серии.


Гитлер капут.


Боковая лестница. Старое и новое в одном кадре.



Орел с какими-то умилительными пропорциями, как будто это птенец:


Я не нашел для себя большого интереса в этом музее (вот почему так: как неинтересно, так больше всего фотографий?), и счел это растратой свободного места. Вообще, многие места в Берлине производят именно такое впечатление: коробки отстроили, а чем их забить — еще не придумали. Огромные помещения стоят почти без дела.

Перешел через площадь, и залез на башню «Французского собора». Тут — все наоборот — на этажах ничего нет. Тупо влезаешь вверх по 250 ступенькам и зыришь на город. Оттуда я сделал фотографию площади, которая была выше.

Высоко.


Будка управления колоколами. Я увеличил фрагмент — колокола это типа музыкального инструмента. Люди уже давно не дергают за канаты руками.



Я боюсь высоты, а когда еще и ветер, я не могу отделаться от ощущения, что эта ваза мне сейчас пизданется на репу.


Рейхстаг. Там я был еще давным-давно. Ничего интересного. Скорее, для любителей политики.


Ну и вот еще одна фотография в сторону. Что я хочу ей сказать? То, что в Берлине есть веселенько раскрашенные дома, но в целом город серый. Огромные массы серого цвета в Берлине давят. Его слишком много.


А снаружи, вроде, и не высоко.


Опять прогулка по центру. Главное, не забывать, что мы в Берлине.


Опять музейный остров. Я поставил себе цель — добить все 5 музее на нем. :)

«Старый музей».


Совершенно стереотипное собрание римлян/греков/этрусков. Как в Масяне: «Больше никаких дискотек. Только балет и керамика.» Так вот — керамика, да.


Опять иллюстрация на тему пустых помещений. Огромные залы. С куполами, балконами, лестницами. Пустые.






Из всей экспозиции (за исключением ковшика с ногой) понравились разве что римские фаллосы.


«Старая национальная галерея».


Ну, картины, да.


Там же равномерно распределенная по этажам выставка некоего Рембрандта Бугатти. Он лепил мятых животных. Кому чего. Кому — мятые балерины, кому — мятые животные. О вкусах не спорят.



Пара картин понравилась. Пару имен запомнил (записал). Но ходить по чисто-картинным галереям — это занятие тоже на любителя. Давайте скажем прямо: представлять произведения культуры в доступной форме, не перегружающей мозги массового потребителя — это, скорее, хорошо, чем плохо. Иначе не очень ясно, что со всем этим делать.

На том же пятачке, что и музеи, находится Берлинский Кафедральный Собор.


Да, большой. Мой приятель в первый мой приезд к нему в Берлин говорил, что там нет ничего интересного. Нет, это не так. Большой, помпезный соборище, в котором можно влезть на самый верх, и есть что посмотреть.


Вход в собор — платный. Обратите внимание на полное отсутствие комфорта. Об удобстве влезающих на купол никто не думает. Экстрим входит в стоимость. :)


Здесь двустороннее движение. Сейчас мне на встречу вырулят люди.


Рабочие моменты жизни собора.


Внутри — да, большой.


Да, шикарный. Давайте скажем прямо — Храм Христа Спасителя — хуйня на постном масле по сравнению с этим.


Прямо в соборе в подвальчике есть кафешка, где продают огромные чашки эспрессо с огромными кусками торта. Надо было, что ли, я не знаю, монетку рядом положить для фотографии — для сравнения, потому что на снимке они выглядят нормальными в пропорциях.


На Музейном Острове нет календаря стоит скульптыра лучницы. Я никогда не стрелял из лука, но, по-моему, это удобнее делать в какой-то другой позе.


Последний музей — находится в самой жопе этого острова — и наиболее малопосещаемый — и понятно, почему — музей Боде. Он весь уставлен, в основном, крупногабаритными церковными произведениями искусства. Христы, мадонны, младенцы, кресты, иконостасы, и т.д. Немного светского искусства. Немного тех же древних греков (на что места не хватило, должно быть, в Старом музее), но смотреть там нормальному человеку на самом деле не на что.

Только два артефакта привлекли внимание (вырезано из цельной кости):


В этом же музее была выставка каких-то церковных реликвий-сокровищ. Но, честно говоря, в моей душе ничего не шевельнулось при виде этих жезлов, ларцов, кубков и прочей херомантии. Да, золото, да дорого. Но надо иметь к этому какой-то особый вкус.

Кроме описанных музеев, я был еще в музее ГДР, из которого у меня никаких фотографий не осталось. Музей ГДР сделан неплохо. Какие-то шкафчики, ящички, которые можно выдвигать, артефакты, которые можно трогать. Автомобиль Вольво для властей, автомобиль Трабант для народа. Каждый можно подергать руками. Комната, обставленная в стиле ГДР. На полках книги — в том числе переводы на немецкий язык популярных советских писателей — Льва Кассиля там... На диване можно посидеть, старый цветной телек со старыми передачами новостей посмотреть.
Проблема этого музея с точки зрения таких людей, как я, в том, что мы это все ЗНАЕМ. На такой же мебели я когда-то сидел у кого-то в гостях. Такой же телик я уже смотрел.
Разница в мелочах есть, но реалии социализма будут мне интересны дай бог если под старость. Пока этот музей для тех, кто на самом деле этого всего не знал.

Еще я залез на телебашню.
Берлинская телебашня — это самое высокое здание в Германии, и все хотят на нее попасть. Когда я захотел сделать это в первый раз в середине дня, на табло перед входом светилось какое-то такое сообщение: при покупке билетов сейчас, время ожидания до подъема наверх примерно 3 часа.


Я пришел пораньше на следующий день (то есть, я был в Берлине 3 дня; во второй день я «пришел пораньше» в Пергамский музей, а в третий день я «пришел пораньше» к телебашне). За полчаса до открытия пришел. Спустя 5 минут очередь удвоилась. Спустя еще 5 — она еще раз удвоилась. Спустя еще 5 — она загнулась за угол.

Можно сэкономить время, купив билет до открытия в автомате на улице, который, однако, жрет исключительно кредитки+пин код (по неизвестной причине, он не принимает ни наличных, ни обычных дебетных банковских карт). Я это сделал. И наверх меня подняли всего лишь через час.

На входе — металлоискатель, все дела. Перочинный ножик надо было оставить в специальном ящике у охраны, а потом — забрать.

Вестибюль.


Возле лифта.


Два красных указателя показыют положение двух лифтов.


Наверху людно. Пространство закрыто стеклами - никаких открытых участков (как в Штутгарте) нет. Никакие негры не предлагают сфотографироваться на фотошопном фоне (как на Монпарнасе в Париже). Скука смертная.
Этажом выше есть только ресторан, куда нужно бронировать места заранее, и то не очень понятно, зачем это делать. Пробиваться через такую массу народа, чтобы ПОЖРАТЬ... Нет, я не понимаю тех, кто, скажем, сидит в ресторане на Эйфелевой башне в новогоднюю ночь. Это ж убиться мокрым полотенцем — так страдать непонятно из-за чего.


Ну, вид — вид, да.


Но больше я туда не полезу. Лезте сами. :) Галочку поставил, и будет.

Когда я оттуда спустился, время ожидания было уже опять 3 часа. И это не предел...

Но высокая, да, высокая. Немцы называют ее Spargel [шпаргель] ("Спаржа"). Мы прозвали ее Чупа-Чупсом. :)


Еще я был в Синагоге. В Берлине большая красивая синагога.


А внутри — наше жидовское свинство. Вход платный. Отдельно на выставку, отдельная плата — подняться под купол. Перочинный ножик тоже надо сдать. :)

На выставке смотреть нечего, фотографировать запрещено.


Хоть люстру фотографируй, я не знаю...


Синагога была сожжена, но даже в пожаре погибло не все на 100 %, а какие-то отдельные элементы отделки, какие-то подлинные камни остались. Но их мало (похоже, что орнамент над дверью подлинный).


А тут куски оригинальной отделки вмонтированы в современную штукатурку.


Чтобы подняться под купол, как вы помните, надо дополнительно заплатить, и фотографировать там нельзя.
Это очень по-еврейски — брать плату за вход в совершенно пустое помещение, из окон которого очень плохой вид, и в котором ничего нет, кроме тетки, следящей за тем, чтобы ничего (что, в данном случае, выполняет функцию вполне себе материального объекта-сказуемого) не фотографировали.


После похода в синагогу я пожрал в индийском ресторане. Ресторан на огромное количество мест, там куча персонала, и один мужик занимается тем, что стоит посреди тротуара и сгребает всех прохожих в ресторан. Что интересно — он потрясающе эффективен. Это не один-два человека в час. Это реально толпы. Так — ненавязчиво — гражданин, пройдемте. :)

Впервые жрал индийскую кухню. В принципе, то, что я там жрал — это было по тому же принципу «сделай сам» — отдельная лоханка риса, отдельная сковородка мяса, отдельные плошки с соусом, отдельные какие-то коржики, отдельный какой-то салат. Да, все приготовлено некоторым специфическим образом, но, в целом, эта еда не была для меня откровением. И какой-то напиток, напоминающий разведенный в молоке йогурт с манго.
Вкусно.
Вместе с чаевыми оставил там 20 евро (чуть-чуть больше, чем хотелось бы), но нажрался до полного отвала. Очень плотно, и очень много. Реально — очень, даже для меня.

Ресторан Amrit на Oranienburger Straße. Рекомендую при случае. Даже не дристал. Только в меню ни черта не понятно, на каком языке его ни читай.

В последний вечер я пошел на джазовый концерт. Этакий добротный интеллектуальный авангардный джаз для задротов. Приятный клуб.


Группа Nikolaus Neuser Quintett.


К сожалению, это единственное видео именно этой группы, которое я смог найти на Ютубе, и на нем ни хрена не видно. Басист тут другой, чем тот, которого я видел на концерте.

На саксофоне — баба. Некая Сильке Эберхард. У нее есть свое трио, и его записей на Ютубе гораздо больше. Вот одно ее видео. Тут она играет на кларнете и басист — тот, которого я видел:


Ну что ж. Эта музыка сложна. Она не бессмысленна (хоть и звучит временами, как какая-то херня), но я не понимаю, куда это все идет. Авангардный джаз — по-моему — это совершенно тупиковая ветвь. Еще Майлс Дэвис об этом писал в своих мемуарах в конце 80х. Сейчас это все остается в силе. Авангард как самоцель есть зло. Такая музыка — по-моему — может существовать только как хобби преподавателей консерватории. Но с ней вообще неясно, что делать.

А перед концертом я сходил на выставку Дэвида Боуи.


На выставке неожиданный переаншлаг. Когда становишься в очередь, к тебе подбегает предупредительный молодой человек, и вкратчиво говорит, что ждать примерно полтора часа. Но он врет. Я вошел примерно минут через 40.

Хорошая выставка. Выдается аудио-устройство с наушниками. Оно само отлавливает, в какой точке пространства ты находишься, и в зависимости от этого, оно проигрывает то, что надо. Много всяких инсталляций. И интервью, и фрагменты фильмов, и концерты, и клипы. Выставлены оригинальные костюмы, в том числе этот


и много-много всего.

Впервые узнал, что есть версия песни Heroes по-немецки. Und wir werden Helden für nur einen Tag. Прелесть. С нежным таким акцентом.
Боуи ж жил в Берлине какое-то время.

Вообще, Дэвид Боуи — не герой моего романа. Он относится к тем типам, которых я изначально вопринимаю, как неприятных субъектов. В молодости он был страшно худым. Когда я вживую увидел его костюмы, мне поплохело. :) Надо быть просто натуральным супным набором, чтобы в такое влезть.

Но факт остается фактом — в музыке он колоссальная личность.

Ну что, все, что ли?

Ну да, в конце второго дня я еще в оперу сходил. «Дон Жуан» Моцарта. Моцарт, конечно, гений, но его оперы я нахожу откровенно скучными. Кроме самой концовки «Дон Жуан» — не исключение. И билеты страшно дорогие. В Эрфурте за 30 евро можно сидеть в первом ряду партера. В Берлине за эти же деньги можно купить билет в самую жопу третьего яруса — при отсутствии явной разницы в качестве происходящего на сцене.

Теперь точно все. Неплохо так для трех дней-то.

Привет из Берлина. Йохоу.
Запись в ЖЖ от 12 декабря 2016
В самом центре Берлина имеется стационарный музей Сальвадора Дали.

В нем собрано около 400 единиц всякой графики, рисунков, иллюстраций, чуть-чуть прикладного искусства неопределенных жанров и несколько скульптур.

Музей великолепен. Другое дело, что это — не попса, и человеку, не желающему подробно разбираться в художественных поисках Дали тут явно делать нечего. Желающие поставить галочку, посмотрев на стекающие часы, явно ошибутся адресом, придя сюда.

Но все прекрасно. За два евро можно фотографировать в некоммерческих целях.

Стол для делания отпечатков с гравюр.




Иллюстрации к «Дону Кихоту».


И так далее.




Какие-то рисунки кажутся откровенно слабыми.


Но зато — много. Можно реально составить впечатление о творчестве.


Сексуальная тема у Дали очень острая — бесконечные пёзды с хуями во всех ракурсах.










Но он умел рисовать, вот в чем вся загвоздка...


И хорошо умел!






А вот и он.






Скульптуры с выдвижными ящиками из разных частей тела.


Всякий кубизм с явными еще отголосками метафизики.


Ой-ой.


Ай-ай.






Прекрасный, детальный и подробный Минотавр.


Ну ладно, вот что-то куда-то стекает, кому неймется.








Странные геометрические эксперименты с зеркалами.














Материала до хрена. За один присест — не воспринять.


Девушка сидит на пластмассовом губо-диване.


Хуи с пездами.


Пизда.


Хуй.


Бабочки. Как мило.




Опять кубизьм, но уже прозрачненький. Уже свет переливается. Кстати, мне это нравится!


В холле стоит рояль, из которого льется вода. Концептуально.


Сильно на любителя. Отчаянно не хватает какого-нибудь ОДНОГО attraction для туристов — чего-нибудь такого известного — стекающих часов каких-нибудь. Тогда б к ним валили толпы.


А так — просто очень хороший музей. Leipziger Platz, 7. Давайте, дуйте все сюда окультуриваться!